Психология и педагогикаСреда, 24.04.2024, 19:51

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Психология Интернета [6]
Общая психология [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Психология » Психология Интернета

Психологические аспекты применения информационных технологий в образовании
Психологические аспекты применения информационных технологий в образовании

Харитонов Анатолий Евгеньевич, аспирант 
Московский государственный областной гуманитарный институт 
(г. Орехово-Зуево)
Кузнецова Анна Вячеславовна, аспирант
Московский государственный областной гуманитарный институт 
(г. Орехово-Зуево)

В настоящее время стало очевидным форсированное проникновение информационных технологий (ИТ) в бытовую, повседневную жизнь современного человека. В новом тысячелетии уместно говорить об информатизации большей части человеческой жизни, включая, общение, развлечения, познание [Войскунский А.Е., 2000]. В этих условиях, объем информации, воспринимаемой человеком за единицу времени увеличился за последние десятилетия в десятки раз. Это было обеспечено развитием разнообразных технических средств: персональный компьютер, мобильный телефон, ноутбук и т.п. Практически любая информация в наши дни заключена не в многочисленных печатных томах научных трудов, а в терабайтах информации серверов в различных точках мира. Доступ к этим информационным богатствам сегодня возможен не только с помощью стационарного персонального компьютера, но и с мобильного телефона, карманного персонального компьютера, ноутбука и других современных технических средств практически из любой точки мира, обеспеченной как проводной, так и радиосвязью. Все это позволяет значительно упростить получение необходимой человеку информации именно в тот момент, когда это ему действительно необходимо. Информация, размещенная в свободном доступе, также позволяет расширить круг людей, имеющих доступ к ней, так как главным условием этого будет являться лишь наличие соединения с Интернетом.
Принятая в России федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)" создала возможность применения ИТ и в процессе обучения. Одновременно доступ к современным возможностям получения информации, коммуникации и развлечения получили тысячи российских школьников. Разрабатываются учебные планы проведения уроков с использованием компьютера, а также аудио- и видеовизуальных материалов по многим учебным предметам. Школьникам предоставляется возможность самостоятельного поиска в Интернете необходимой для урока информации под контролем учителя.
Использование информационных технологий, в частности Интернет-ресурсов, несомненно, благотворно скажется не только на образовательном процессе, в связи с увеличением доступной для анализа учеником информации, но и позволит школьнику получить навыки работы в Интернете, Интернет-навигации. Этот навык для дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего человека в условиях современного общества имеет основополагающее значение.
С другой стороны, необходимо помнить, что каждая новая технология обладает не только очевидными положительными свойствами, но и неочевидными и возможными последствиями ее применения. С точки зрения применения ИТ современным человеком в его повседневной жизни и профессиональной деятельности, стоит упомянуть о продолжающихся в настоящее время исследованиях влияния современных средств получения информации на психологическую структуру личности. Особенно актуальны эти исследования в связи с распространением ИТ в образовательном процессе.
Термин «Психология Интернета» был предложен в 1999 году Патрисией М. Уоллес [Wallace P., 1999] для обозначения круга научных интересов, изучающих психологические аспекты деятельности опосредованной современными информационными системами. Основные направления исследований в этой области заключены в изучении влияния Интернет-деятельности на познавательные способности человека, изучении Интернет-аддикции (феномен «(нарко)зависимости от Интернета» [Войскунский А.Е., 2000]), психологии киберигроков и хакеров.
С точки зрения рассматриваемой проблематики использования ИТ в образовании, наиболее интересными представляются исследования влияния Интернет-деятельности на познавательные способности человека. Стоит упомянуть о недостаточности научных работ в этой области. Уже имеющийся научный задел по этой проблеме говорит о значительных изменениях познавательной сферы личности под влиянием деятельности опосредованной ИТ. Особенно важное прикладное значение эти исследования могут иметь для предвидения изменений в психике пользователя, особенно на ранних стадиях онтогенеза. На полученных экспериментальных данных можно будет дать научный ответ на актуальный вопрос: «Стоит ли ограничивать деятельность на компьютере детей и подростков?» Данный вопрос нужно рассматривать именно с психологической точки зрения, так как с физиологической стороны вред, наносимый длительной деятельностью за компьютером, очевиден и неоднократно описан (ухудшение зрения, «туннельный синдром» и т.п.).
В работах Черемошкиной Л.В. [Черемошкина Л.В., 2008], по результатам серии экспериментов (общий объем выборки – 254 человека от 17 до 40 лет), автором выявлено, что долговременное применение Интернет-ресурсов в повседневной и трудовой деятельности человека оказывает влияние на познавательные способности субъекта Интернет-деятельности. Так, растет аналитичность ума, увеличивается эффективность когнитивного поиска, в связи с необходимостью обрабатывать большой объем информации в процессе навигации по Интернету. Это может быть связано с тем, что информация, представленная на веб-страницах не всегда структурирована и катологизирована, принуждая пользователя к самостоятельной, умственной обработке воспринятой информации. Таким образом, естественен и наблюдаемый Черемошкиной Л.В. рост эффективности интеллектуальных способностей. В ходе этого же исследования были получены и другие данные. С помощью методики диагностики мнемических способностей Черемошкиной, было вскрыто снижение зрительной памяти с одновременным развитием структуры мнемических способностей и повышения их продуктивности. Снижение зрительной памяти может быть объяснено характером воспринимаемой информации, которая представлена в основном в виде текстовых структур.
Интересным представляется и другое исследование, начатое в 2008 году Кузнецовой А.В. [Кузнецова А.В., 2008] В ходе экспериментальной работы с группой испытуемых в количестве 49 человек (возраст 14-16 лет) были исследованы особенности аттенционных и мыслительных способностей активного пользователя Интернета. Для исследования аттенционных способностей использовалась «Корректурная проба Бурдона». Мыслительные способности испытуемых исследовались с помощью «Шкалы прогрессивных матриц Равена». Выявлено:
- исчезновение групп с низкими и высокими показателями по устойчивости внимания у пользователей длительно работающих в Интернете (более 3 лет);
- рост показателя распределенности внимания с ростом стажа интернет-деятельности;
- по показателю переключения внимания рост очень высоких и низких показателей с уменьшением группы испытуемых с высокими показателями (у испытуемых со стажем более 3 лет);
- рост показателя уровня развития мыслительных способностей (IQ) в зависимости от стажа интернет-деятельности (максимальный у группы испытуемых со стажем более 3 лет).
Полученные результаты в выше описанных экспериментах свидетельствуют о неоднозначности влияния Интернет-деятельности на познавательную сферу личности. Обусловленное специфическим характером деятельности и отображения информации, использование Интернет-ресурсов, с одной стороны позитивно влияет на развитие интеллектуальной сферы личности. С другой, имеются и отрицательные воздействия, такие как, снижение эффективности зрительной памяти, уменьшения количества высоких показателей в группе активных пользователей со стажем более 3 лет по переключению внимания, по сравнению с испытуемыми с меньшим стажем интернет-деятельности.
Таким образом, новая среда активной жизнедеятельности человека, или Интернет-среда [Войскунский А.Е., 2000], с позиции психологической науки, способствует развитию интеллектуальной сферы личности, что в условиях огромного, лавинообразного потока информации является необходимым условием успешной профессиональной деятельности современного человека.
Имеющийся научный задел по изучению влияния активной Интернет-деятельности на познавательную сферу личности все же представляется недостаточным. Можно даже утверждать, что наука находимся только в самом начале пути исследования последствий Интернет-активности на личность. 
Другой проблемой взаимодействия человека с Интернет-средой является формирование Интернет-аддикции [Войскунский А.Е., 2000]. По наблюдениям К. Янг, возникает устойчивая зависимость у 25% пользователей Интернета в первые полгода работы, 58% становятся аддиктами за второе полугодие, а 17% по прошествии года. Таким образом, Интернет-аддикция развивается даже быстрее, чем зависимость от табака, алкоголя или азартных развлечений. Это необходимо учитывать при планировании работы учащихся на компьютере, в Интернете.
Не стоит забывать о существовании негативных физиологических факторах длительной деятельности за компьютером. Снижение зрения, «туннельный синдром», искривление осанки, малоподвижный образ жизни – все это является прямым следствием чрезмерного использования ИТ в повседневной жизни. Эти негативные для здоровья факторы, особенно сильно могут повлиять на растущий и развивающийся организм школьника. Поэтому, об этом необходимо помнить при составлении учителями-предметниками планов уроков с применением ИТ.
Использование ИТ, особенно Интернет-ресурсов, в образовательном процессе должно происходить под контролем учителя, в связи с большим объемом порнографического и другого нежелательного контента в Сети, что, очевидно, негативно может сказаться на развивающейся личности. Необходимо очень тщательно устанавливать фильтры доступа к различным веб-ресурсам на школьных компьютерах для учащихся и контролировать их деятельность в Сети. Об этом необходимо напомнить и родителям для правильной настройки домашних компьютеров и предотвращения доступа к нежелательной информации для подрастающего поколения.

Литература.

1. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. 2000.
2. Войскунский А.Е. - Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000.  
3. Кузнецова А.В. Особенности аттенционных и мыслительных способностей активного Интернет-пользователя старшего школьного возраста // Материалы научной конференции. Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008.
4. Черемошкина Л.В. Влияние информационных технологий на развитие личности: особенности картины-мира и когнитивной сферы Носителей интернет-культуры // Материалы научной конференции. Орехово-Зуево: МГОПИ, 2008.
5. Wallace P. The psychology of the Internet. // Cambridge University Press, 1999.


Категория: Психология Интернета | Добавил: psynet (05.02.2009) | Автор: Харитонов А.Е., Кузнецова А.В.
Просмотров: 4597 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024