Психология и педагогикаВторник, 07.05.2024, 12:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Психология Интернета [6]
Общая психология [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Психология » Психология Интернета

Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества

Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества*


Харитонов Анатолий Евгеньевич, аспирант
Московского государственного педагогического института,
г. Орехово-Зуево
* Проект поддержан РГНФ, № 08-06-00378а "Особенности влияния интернет-деятельности на когнитивные способности субъекта".

Недавно предложенный термин «психология Интернета» (Wallace, 1999) уже прочно вошел в современные научные публикации, посвященные виртуальности и Всемирной Сети. Это не случайно, так как уровень проникновения Интернета, например, в России стремительно растет. По данным исследования ROMIR Monitoring, во втором квартале 2007 года аудитория российского сегмента Сети составила 21% от общего числа россиян, то есть около 25 млн. жителей России в возрасте от 18 лет и старше. Для сравнения, в 2006 году пользователей насчитывалось около 15% (17 млн. человек). Таким образом, аудитория выросла на 60%. Но пока наша страна по уровню интернетизации сильно отстает от развитых стран. В Западной Европе численность пользователей достигает 270 млн., а в США – 250 млн., в странах Азии – 600 млн. Таким образом, человечество все активнее осваивает новую для себя среду жизнедеятельности. 
В экологической психологии Интернет относят к так называемой Информационной среде (ноосфере), окружающей современного человека. Ее роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности современного общества трудно переоценить. Объем воспринимаемой информации индивидом за несколько десятилетий вырос многократно, что, несомненно, отразилось на уровне развития всех психических процессов. Особенно актуально представляется исследование влияния Интернет-деятельности на развитие личности, так как все большее количество не только взрослых людей, но и подрастающего поколения получают доступ к Всемирной Сети, а правительство реализует национальную программу «Электронная Россия», в которую включено оснащение всех школ страны компьютерами с доступом в Интернет. 
Одной из основных тем изучения влияния Интернета на личность явилась проблема Интернет-аддикции, зависимости от поиска информации, коммуникации в Сети и других видах деятельности человека в информационном пространстве Всемирной Паутины. Это во многом обусловлено тем, что по наблюдениям К. Янг формирование устойчивой зависимости у 25% пользователей Интернета происходит в первые полгода работы, 58% становятся аддиктами за второе полугодие, а 17% по прошествии года. Согласно этим данным и с учетом растущей аудитории Сети, проблема Интернет-аддикции становится актуальной для информационного общества, и в будущем будет играть большую роль для психического здоровья человека новой информационной эры.
В чем же состоит привлекательность Интернета? Сеть предоставляет массу возможностей человеку не только получить информацию, необходимую ему для профессиональной деятельности или в повседневной жизни, но и самореализоваться среди таких же пользователей, что не всегда возможно в реальном мире. В данном случае интересным представляется исследование мотивации деятельности человека в Интернете, проведенное Арестовой О.Н., Бабаниным Л.Н., Войскунским А.Е. Авторы проводят лонгитюдное исследование с 1992 года, считая, что «одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции». Участие в исследовании является добровольным, а целевая выборка постоянно увеличивается. Так, в 1992 году было получено всего 170 ответов на анкету, рассылаемую с помощью Сети, а в 1998 году уже 950 ответов.
В ходе исследований авторы выделили основные виды мотивов, которые «репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую». 
В последнее время Интернет все чаще используется не только для поиска информации или для профессиональной деятельности. Все больше пользователей начинают коммуницировать через Сеть, создавая так называемые «социальные сети» - «веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети» («Википедия»). Например, самая многочисленная социальная сеть российского сегмента Интернета (odnoklassniki.ru) в настоящее время насчитывает 10 млн. зарегистрированных участников (данные сайта odnoklassniki.ru на 6.02.2008).
Еще одним явлением, подтверждающим увеличение роли Интернета в межличностной коммуникации, явился блог. Из статьи в «Википедии»: «Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны не длинные записи вре́менной значимости». Характерной чертой блога является то, что другие пользователи могут комментировать все выкладываемые автором материалы в личном дневнике. Получается, что пользователь, открывший блог, сознательно выкладывает на всеобщее обозрение свою жизнь, надеясь таким образом привлечь внимание окружающих к себе, найти собеседников со схожими интересами. Таким образом, все больше реальных людей оставляют след своей личности в виртуальном пространстве, обеспечивая информационную среду «очеловечиванием».  
Коммуникационные возможности Сети, в общем, социальных сетей и блогов, в частности, очень обширны. Любой пользователь может найти такой круг собеседников, в котором ему наиболее комфортно общаться. Соответственно в период активной социализации молодой пользователь предпочтет виртуальное общение реальному, в котором гораздо легче найти психологически совместимую группу общения.
С другой стороны, коммуникация посредством Интернета (за исключением видеочатов) предоставляет обоим собеседникам значительную анонимность, что обуславливает большую открытость и психологический комфорт в процессе общения, обмена мнениями. Это является важным фактором для людей, имеющих низкую самооценку. Так, в рамках исследования образа Я жителей российского Интернета, Чудовой Н.В. было отмечено: 20% пользователей обладают низкой самооценкой, 40% «нереалистическими и недифференцированными представлениями о себе и своем месте в жизни», 20% оценивают свою «независимость» как очень высокую, что свидетельствует о своеобразной обособленности человека от окружающих. Этим людям действительно удобно общаться с другими людьми опосредованно компьютером. Это, возможно, освобождает их от испытываемого ими психологического дискомфорта во время личного контакта. 
Итак, можно утверждать, что Интернет перестал быть только средством получения информации, но и занял значительное место в жизни современного человека. Сегодня в Сети можно не только найти необходимую информацию, но и познакомится, развлечься, сделать покупки, пообщаться с друзьями и т.п., вынуждая пользователя с каждым днем все больше проводить время в виртуальном пространстве. Для современной психологии в контексте всего сказанного выше особенно актуальной задачей должно стать изучение влияния Интернет-активности на личность человека. Следует внимательно изучить зависимость от времени проведенного в Интернете на развитие способностей подрастающего поколения, которое в настоящий момент является наиболее активными пользователями Интернета.
В современной научной литературе уже имеются некоторые исследования в области психологии Интернета. Так, в университете Карнеги-Меллона в результате продолжительного исследования было выявлено, что постоянное использование Интернета не только на рабочем месте, но и дома ведет к сокращению семейного общения, разрыву социальных связей, возникновению депрессий. 
Следует так же отметить характер деятельности субъекта в Интернете. Это все менее предметная деятельность, ведь информация воспринимается в виде текстовых структур и изображений. Следовательно, это не может не влиять на развитие способностей, ведь способности человека развиваются благодаря внешнему воздействию окружающего мира и отражения его в сознании. В настоящее время происходит увеличение темпа жизни, расширяется поток информации, воспринимаемой субъектом и его сознанием. 
В первую очередь в ситуации информационного общества должны адаптироваться перцептивные способности, должна увеличиваться скорость, объем и точность восприятия информации современным человеком. Процессы восприятия являются наиболее важными в непосредственном контакте субъекта с окружающим миром. «Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств», - писал в своей работе В. Д. Шадриков. Восприятие является связующим звеном, основной системой, связывающей внутренний мир человека и окружающую его среду. Воспринимаемая информация из физического мира и Интернета имеет совершенно разную природу. Современное общество все больше оперирует не предметами, а образами, в результате чего многократно развиваются не только способности восприятия, но и мыслительные процессы, в особенности словесно-логического и наглядно-образного типа. В этот процесс вовлечены также способности представления и воображения. Это необходимо для получения информации по современным каналам связи, таким как телевидение, радио, Интернет.
Полученная субъектом информация должна надежно сохраняться в памяти, а значит должны развиваться и мнемические способности человека. В особенности следует отметить, что не вся воспринимаемая информация должна сохраняться в памяти. В этом случае развитие мнемических способностей должно предполагать развитие избирательного запоминания именно того, что связано с субъектом, что отвечает его интересам, склонностям, т.е. имеет важное значение для успешной деятельности. Это позволяет избежать «информационных перегрузок» психики человека лишней информацией, непосредственно к нему не относящейся.
Следует также вспомнить и развитие психомоторных способностей, от которых зависит точность выполняемых человеком действий. Современные технические приборы все более усложняются, требуя от пользователя аккуратного и точного оперирования. В этом контексте стоит упомянуть об участившихся случаях карпального тоннельного синдрома, вызываемого работой на компьютере. Длительные однообразные движения кистью (характерные движения во время работы компьютерной мышью или на клавиатуре), усугубляющиеся неправильным положением рук на работе, приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей. Через некоторое время возникает воспаление, отек тканей, что приводит к еще большему сдавливанию нерва.
Проблема изучения влияния деятельности субъекта в Интернет-среде еще далеко не изучена. Можно даже утверждать, что мы находимся только в начале пути исследования последствий Интернет-активности на личность. Следует выяснить насколько феномен «социальных сетей» и блогов может заменить реальное общение для человека. Интересным представляется и феномен «тысячников» (выражение используемое маркетологами для характеристики наиболее популярных персонажей в социальных сетях и блогах) – являются ли они и в реальной жизни лидерами мнений. Действительно ли использование Интернета в быту ведет к структурным изменениям не только психики, но и направления развития способностей субъекта. Важной проблемой по-прежнему остается Интернет-аддикция, проявляющаяся в сильной зависимости от компьютера и Интернета. На сколько это опасное явление. Какое оно получило распространение среди современных пользователей.
В настоящий же момент можно утверждать, что Интернет, как «пятое измерение», новая сфера жизнедеятельности человека, состоялась. И в скором времени будет играть все большее значение в повседневной деятельности каждого жителя планеты. Поэтому в задачи современной психологии входит всестороннее изучение этой новой «среды обитания» современного человека.

Список используемой литературы:

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. - Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 245-246. 
2. «Википедия» // ru.wikipedia.org
3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС. 2000. - С. 240-245. 
4. Войскунский А.Е. - Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2000. - С. 251-253. 
5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека // М.: Логос. 1996
6. Чудова Н.В. - Особенности образа Я "жителя" Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС.2 000. - С. 269-270. 


Категория: Психология Интернета | Добавил: psynet (20.09.2008) | Автор: Харитонов А.Е.
Просмотров: 9024 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 illultalDem  
0
спасибо за интересную информацию

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024