Психология и педагогикаСреда, 08.05.2024, 00:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Психология Интернета [6]
Общая психология [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Психология » Психология Интернета

Аттенционные и мыслительные способности 11-12летних школьников опосредующих свою деятельность интернет-средой

Аттенционные и мыслительные способности 11-12 летних школьников, опосредующих свою деятельность интернет-средой

Интернет является частью общей информационной среды окружающей индивида в современном мире. Определенные особенности интернета, как среды реализации повседневной деятельности человека могут оказывать некоторые изменения в когнитивной сфере субъекта, в частности на развитие способностей индивида. Интернет, обладает рядом специфических признаков, которые отличают его от физического мира: преимущественно текстовый характер отображения информации; наличие гиперссылок – особых вербальных структур, несущих дополнительную познавательную нагрузку при переходе по гиперссылке; анонимность субъекта деятельности; отсутствие физического контакта между участниками виртуальной деятельности и с предметами интернет-реальности; опосредствованность любой интернет-деятельности компьютерной периферией (монитором, клавиатурой, мышью).

Цель исследования: изучение продуктивности аттенционных и мыслительных способностей Интернет-активного школьника 11-12 лет. Гипотеза исследования: особенности интернета как принципиально иной культурной среды могут оказывать специфическое влияние на развитие и характер проявления способностей Интернет-активного субъекта. 

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформированы 2 группы испытуемых. В экспериментальную группу вошли испытуемые, имевшие стаж интернет-деятельности свыше 1 года в возрасте 11-12 лет (объем выборки 21 человек). Контрольную группу составили школьники, не имевшие опыта 
 работы в интернете и имевшие минимальный стаж (до 1 года) интернет-деятельности в возрасте 11-12 лет (объем выборки 18 человек). Исследование проводилось на базе гимназии № 1 города Железнодорожный среди учеников 5-6 классов.

    Для изучения аттенционных способностей была выбрана корректурная проба Бурдона. Фиксировались показатели: точность и скорость выбора стимула. Для изучения мыслительных способностей использовались "Стандартные прогрессивные матрицы Равена”. Фиксировались и учитывались показатели: уровень развития интеллекта и среднее отклонение от нормы. 

    Полученные нами результаты изучения аттенционных и мыслительных способностей не выявили значимых различий по продуктивности исследуемых способностей между экспериментальной и контрольной группами (по критерию Стьюдента p<0,05).
     При сопоставлении результатов корректурной пробы по показателю "скорость выбора стимула” как отношения количества найденных стимулов за 1 секунду, значимых различий не обнаружено. Среднее значение скорости выбора стимула в экспериментальной группе - 0,33 стимула в секунду, а в контрольной - 0,32 стимула в секунду.
      Средние показатели точности поиска стимула за все время работы между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп составила 81 и 83 % соответственно. Качественно-количественный анализ процесса и результатов выполнения корректурной пробы позволил зафиксировать наличие противофазы, устойчиво проявляющейся в процессе выполнения задания корректурной пробы (в течение 5 минут). По 30-секундным интервалам в средних показателях точности обеих групп: средние показатели точности поиска одной группы максимальны – средние показатели точности другой группы – минимальны. Этот эффект наиболее отчетливо наблюдается на отрезках в 60, 120, 180 и 240 секунд.
      Результаты изучения мыслительных способностей по методике "Стандартных прогрессивных матриц Равена” не выявили значимых различий между группами испытуемых. По уровню интеллекта – среднее значение в экспериментальной группе – 97 баллов, а среднее значение – в контрольной группе – 95 баллов. Показатель среднего отклонения от нормы в серии С у испытуемых экспериментальной группы отличается от аналогичного показателя контрольной группы  (средний показатель отклонения у контрольной группы равен -0,5, а экспериментальной – -1,1), хотя это различие статистически не значимо.

       Проведенное нами исследование не выявило значимых различий между экспериментальной и контрольной группами. Различия в средних значениях показателя точности и скорости выбора стимула в корректурной пробе за 5 минут не являются статистически значимыми. Однако появление эффекта противофазы между контрольной и экспериментальной группами в показателе точности выбора стимула по 30-секундным интервалам нуждается в дальнейшем изучении и поиске правильной интерпретации этого явления.
Категория: Психология Интернета | Добавил: psynet2 (21.09.2011) | Автор: Харитонов Анатолий Евгеньевич
Просмотров: 2574 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024