Психология и педагогикаВторник, 07.05.2024, 15:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Психология Интернета [6]
Общая психология [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Психология » Психология Интернета

Эффективность и нейропсихологические аспекты мнемических способностей активных киберигроков (часть 1)

Л.В.Черемошкина, Н.А.Никишина*

Эффективность и нейропсихологические аспекты мнемических способностей активных киберигроков

 

У студентов, систематически обращающихся к интернет-ресурсам, исследовалась мозговая организация функциональных систем, которые реализуют мнемические способности трех уровней: с опорой на функциональные, операционные и регулирующие механизмы.

В церебральной организации функциональных систем, обеспечивающих запоминание сложного материала, зафиксированы признаки, неблагоприятные для эффективного функционирования памяти, а именно: деформация регулирующих механизмов мнемических способностей, обусловленная нарушением некоторых нейропсихологических процессов.

 

Психологические последствия применения компьютерных технологий и информатизация общества стали предметом все расширяющегося круга исследований. Одной из таких задач является необходимость оценки возможных масштабов и характера изменений в познавательной сфере человека.

Влияние интернет-активности на познавательные способности субъекта исследуется нами в рамках проблемы изменения когнитивной сферы под влиянием компьютерных технологий, опосредующих развитие познавательных процессов. Рассматривая Интернет как одну из ведущих субкультур современного общества, необходимо констатировать, что физические, социальные и психологические особенности этой субкультуры создают новые условия для развития личности. Для носителей этой культуры интернет-ресурсы выступают как психологические средства, а предоставляемые Сетью возможности достижения целей и удовлетворения потребностей — как норма поведения и социального взаимодействия [5, 13].

Спецификой данной культуры является то, что в своем функционировании и развитии она опирается не на сложившиеся природно-исторические условия, а на быстро прогрессирующие технические возможности и привнесенные извне социальные представления.

Если рассматривать интернет-активность как модельный пример деятельности человека в информационном обществе, то можно поставить вопрос о психологических последствиях, происходящих в познавательной сфере человека под влиянием длительного использования компьютерных технологий.

Включение в деятельность, опосредованную сетевыми ресурсами, может, с одной стороны, приводить к интериоризации новых средств и, следовательно, к изменению структуры познавательных способностей. С другой стороны, особый — виртуальный — характер пространства-времени и социального взаимодействия в Сети создает условия для развития у носителей этой новой культуры альтернативной картины мира, в которой представления о причинности, времени, выборе, жизненном пути, социуме, коммуникации и прочем устроены иным, чем в любой другой культуре, способом. Следовательно, это создает принципиально иные условия для формирования и развития познавательных способностей [1, 3, 5, 13].

Доступность компьютерных технологий и расширение использования их возможностей как в профессиональной, так и в досуговой сфере поставили перед исследователями задачу изучения психологических и психофизиологических последствий длительных непродуктивных форм активности в киберпространстве, примером которой является игровая активность, способная оказывать влияние на познавательную сферу и вызывать психологическую зависимость.

Теоретический анализ литературных данных, а также наши исследования, проведенные в течение последних пяти лет, свидетельствуют о специфичности влияния разных видов интернет-активности на познавательные способности. Они дают основания предполагать, что у «долгожителей киберпространства» наблюдается снижение эффективности когнитивных способностей вследствие деформации мозговых структур, их реализующих. Это обусловило новизну данной работы и явилось предметом настоящего исследования.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования в работе использовались два экспериментальных метода:

1) метод изучения памяти В.Д.Шадрикова, Л.В.Черемошкиной, направленный на определение эффективности, уровня развития и качественного своеобразия природнообусловленных и прижизненно формирующихся механизмов мнемических способностей (функциональных, операционных и регулирующих) [16]. Стимульным материалом являлись три фигуры разной степени сложности, состоящие из прямых пересекающихся линий.

2) Метод измерения времени лево- и правополушарных реакций на зрительные, кожные и слуховые стимулы [8, 9]. По показателям времени двигательной реакции оценивалось функциональное состояние (уровень активности мозговых структур) сенсорных зон правого и левого полушарий, участие лобных долей и стволовых активирующих систем в процессе умственной деятельности.

Сравнивая сенсомоторные показатели, измеряемые до нагрузки, с теми, которые регистрировались после  запоминания фигур различной сложности, можно выявить изменения функционального состояния (изменения степени активности мозговых образований) правого и левого полушарий в ответ на предъявление умственной нагрузки.

В ходе исследования были выделены две группы испытуемых.

В экспериментальную группу (киберигроки)  вошли студенты вуза, играющие в компьютерные игры на протяжении последних 6 лет в среднем по 6–7 часов в сутки. Число испытуемых в экспериментальной группе составило 33 человека (из них 16 девушек и 17 юношей).

Контрольную группу составили студенты вуза, являющиеся разработчиками программ и отличающиеся низкой киберигровой активностью. Возраст испытуемых - 19-20 лет.

Группа киберигроков отличалась от контрольной выраженными изменениями  состояния здоровья. Абсолютное большинство студентов экспериментальной группы в ответах на вопросы отмечали быструю утомляемость, раздражительность, высокую степень неустойчивости внимания и значительные трудности в управлении собственным поведением.

Результаты исследования эффективности мнемических способностей выявили значимые различия между экспериментальной и контрольной группами по продуктивности всех уровней памяти:

·        механической, т.е. запоминания с опорой на функциональные механизмы (ФМ);

·        памяти с появлением смысловой обработки, т.е. запоминание благодаря функциональным и операционным механизмам (ФМ и ОМ);

·         логической памяти, т.е. при доминировании регулирующих механизмов (запоминание благодаря функциональной системе мнемических способностей (ФСМС)).

В табл. 1 приведены результаты данного этапа исследования.

 

Таблица 1

Средние показатели эффективности мнемических способностей (в сек)

 

Показатели эффективности

 

 

Группы испытуемых

Продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы (ФМ)

Эффективность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам

(ОМ)

Эффективность запоминания благодаря функциональной системе мнемических способностей

Процент справившихся с наиболее сложным заданием метода

экспериментальная (киберигроки)

3,3

13,8

116

50%

контрольная

1,5

4,6

38

100 %

 

Анализ полученных результатов показал, что продуктивность природной памяти (функциональные механизмы) и памяти, обеспечиваемой смысловой обработкой у студентов, систематически обращающихся к Интернет ресурсам, ниже по сравнению с контрольной (р<0,05).  Особо следует отметить, что различия между экспериментальной и контрольной группами увеличивались по мере усложнения предъявляемого для запоминания материала. Эффективность логической памяти активных киберигроков значимо ниже, чем у представителей контрольной группы. Полученные результаты позволяют считать киберигровую активность фактором, сказывающимся на эффективности проявления не столько операционных, сколько регулирующих механизмов памяти.

Полученные результаты более низкой эффективности запоминания  у студентов, систематически обращающихся к Интернет-ресурсам, заставляют  обратиться к изучению особенностей функционирования их мозговых структур в процессе умственной активности.

Наиболее неблагоприятным признаком с точки зрения эффективной реализации когнитивных способностей у киберигроков можно считать  более низкое функциональное состояние всех сенсорных зон и правого, и левого полушарий, которое  регистрируется по снижению скорости сенсомоторного реагирования на все предъявляемые сигналы. Это дает возможность предположить, что у студентов, длительно и  систематически обращающихся к Интернет-ресурсам,  значимо увеличивается время переработки информации уже на этапе её восприятия.

 

Таблица 2

Показатели степени ускорения сенсомоторных реакций, отражающие величину активации правого и левого полушарий на каждом из этапов эксперимента

 

Этапы эксперимента

 

диагностика ФМ

диагностика ОМ

диагностика РМ

правое

полуш

левое полуш

правое

полуш

левое полуш

правое

полуш

левое полуш

экспериментальная группа (киберигроки)

11,8

13,4

5,6

3,9

–2,2

–3,2

контрольная группа

7,3

6,49

5,04

9,5

4,4

–3,1

 

Категория: Психология Интернета | Добавил: psynet (11.01.2010) | Автор: Черемошкина Л.В., Никишина Н.А.
Просмотров: 1272 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024