Л.В.Черемошкина, Н.А.Никишина*
Эффективность и нейропсихологические
аспекты мнемических способностей активных киберигроков
У студентов, систематически обращающихся к интернет-ресурсам,
исследовалась мозговая организация функциональных систем, которые реализуют
мнемические способности трех уровней: с опорой на функциональные, операционные
и регулирующие механизмы.
В церебральной организации функциональных систем, обеспечивающих
запоминание сложного материала, зафиксированы признаки, неблагоприятные для
эффективного функционирования памяти, а именно: деформация регулирующих
механизмов мнемических способностей, обусловленная нарушением некоторых
нейропсихологических процессов.
Психологические
последствия применения компьютерных технологий и информатизация общества стали
предметом все расширяющегося круга исследований. Одной из таких задач является
необходимость оценки возможных масштабов и характера изменений в познавательной
сфере человека.
Влияние
интернет-активности на познавательные способности субъекта исследуется нами в
рамках проблемы изменения когнитивной сферы под влиянием компьютерных
технологий, опосредующих развитие познавательных процессов. Рассматривая
Интернет как одну из ведущих субкультур современного общества, необходимо
констатировать, что физические, социальные и психологические особенности этой
субкультуры создают новые условия для развития личности. Для носителей этой
культуры интернет-ресурсы выступают как психологические средства, а
предоставляемые Сетью возможности достижения целей и удовлетворения
потребностей — как норма поведения и социального взаимодействия [5, 13].
Спецификой данной
культуры является то, что в своем функционировании и развитии она опирается не
на сложившиеся природно-исторические условия, а на быстро прогрессирующие
технические возможности и привнесенные извне социальные представления.
Если рассматривать
интернет-активность как модельный пример деятельности человека в информационном
обществе, то можно поставить вопрос о психологических последствиях,
происходящих в познавательной
сфере человека под влиянием длительного использования компьютерных
технологий.
Включение в деятельность,
опосредованную сетевыми ресурсами, может, с одной стороны, приводить к
интериоризации новых средств и, следовательно, к изменению структуры
познавательных способностей. С другой стороны, особый — виртуальный —
характер пространства-времени и социального взаимодействия в Сети создает
условия для развития у носителей этой новой культуры альтернативной картины
мира, в которой представления о причинности, времени, выборе, жизненном пути,
социуме, коммуникации и прочем устроены иным, чем в любой другой культуре,
способом. Следовательно, это создает принципиально иные условия для
формирования и развития познавательных способностей [1, 3, 5, 13].
Доступность компьютерных
технологий и расширение использования их возможностей как в профессиональной,
так и в досуговой сфере поставили перед исследователями задачу изучения
психологических и психофизиологических последствий длительных непродуктивных форм
активности в киберпространстве, примером которой является игровая активность,
способная оказывать влияние на познавательную сферу и вызывать психологическую
зависимость.
Теоретический анализ
литературных данных, а также наши исследования, проведенные в течение последних
пяти лет, свидетельствуют о специфичности влияния разных видов
интернет-активности на познавательные способности. Они дают основания
предполагать, что у «долгожителей киберпространства» наблюдается снижение эффективности
когнитивных способностей вследствие деформации мозговых структур, их
реализующих. Это обусловило новизну данной работы и явилось предметом
настоящего исследования.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования в
работе использовались два экспериментальных метода:
1) метод изучения памяти В.Д.Шадрикова, Л.В.Черемошкиной,
направленный на определение
эффективности, уровня развития и качественного своеобразия
природнообусловленных и прижизненно формирующихся механизмов мнемических
способностей (функциональных, операционных и регулирующих) [16]. Стимульным
материалом являлись три фигуры разной степени сложности, состоящие из прямых
пересекающихся линий.
2) Метод измерения времени лево- и правополушарных реакций на
зрительные, кожные и слуховые стимулы [8, 9]. По показателям времени
двигательной реакции оценивалось функциональное состояние (уровень активности мозговых структур)
сенсорных зон правого и левого полушарий, участие лобных долей и стволовых
активирующих систем в процессе умственной деятельности.
Сравнивая сенсомоторные
показатели, измеряемые до нагрузки, с теми, которые регистрировались после запоминания фигур различной сложности, можно
выявить изменения функционального состояния (изменения степени активности мозговых образований) правого
и левого полушарий в ответ на предъявление умственной нагрузки.
В ходе исследования были
выделены две группы испытуемых.
В экспериментальную
группу (киберигроки) вошли студенты
вуза, играющие в компьютерные игры на протяжении последних 6 лет в среднем по
6–7 часов в сутки. Число испытуемых в экспериментальной группе составило 33
человека (из них 16 девушек и 17 юношей).
Контрольную группу
составили студенты вуза, являющиеся разработчиками программ и отличающиеся
низкой киберигровой активностью. Возраст испытуемых - 19-20 лет.
Группа киберигроков отличалась от контрольной выраженными
изменениями состояния здоровья.
Абсолютное большинство студентов экспериментальной группы в ответах на вопросы
отмечали быструю утомляемость, раздражительность, высокую степень
неустойчивости внимания и значительные трудности в управлении собственным
поведением.
Результаты исследования эффективности
мнемических способностей выявили значимые различия между экспериментальной и
контрольной группами по продуктивности всех уровней памяти:
·
механической, т.е. запоминания с опорой на функциональные
механизмы (ФМ);
·
памяти с появлением смысловой обработки, т.е. запоминание
благодаря функциональным и операционным механизмам (ФМ и ОМ);
·
логической памяти,
т.е. при доминировании регулирующих механизмов (запоминание благодаря
функциональной системе мнемических способностей (ФСМС)).
В табл. 1 приведены результаты данного этапа
исследования.
Таблица
1
Средние показатели эффективности
мнемических способностей (в сек)
Показатели
эффективности
Группы
испытуемых
|
Продуктивность
запоминания с опорой на функциональные механизмы (ФМ)
|
Эффективность
запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам
(ОМ)
|
Эффективность
запоминания благодаря функциональной системе мнемических способностей
|
Процент
справившихся с наиболее сложным заданием метода
|
экспериментальная (киберигроки)
|
3,3
|
13,8
|
116
|
50%
|
контрольная
|
1,5
|
4,6
|
38
|
100 %
|
Анализ
полученных результатов показал, что продуктивность природной памяти
(функциональные механизмы) и памяти, обеспечиваемой смысловой обработкой у
студентов, систематически обращающихся к Интернет ресурсам, ниже по сравнению с
контрольной (р<0,05). Особо следует отметить, что различия между
экспериментальной и контрольной группами увеличивались по мере усложнения
предъявляемого для запоминания материала. Эффективность логической памяти
активных киберигроков значимо ниже, чем у представителей контрольной группы.
Полученные результаты позволяют считать киберигровую активность фактором,
сказывающимся на эффективности проявления не столько операционных, сколько
регулирующих механизмов памяти.
Полученные
результаты более низкой эффективности запоминания у студентов, систематически обращающихся к
Интернет-ресурсам, заставляют обратиться
к изучению особенностей функционирования их мозговых структур в процессе
умственной активности.
Наиболее неблагоприятным признаком с
точки зрения эффективной реализации когнитивных способностей у киберигроков можно
считать более низкое функциональное
состояние всех сенсорных зон и правого, и левого полушарий, которое регистрируется по снижению скорости
сенсомоторного реагирования на все предъявляемые сигналы. Это дает возможность
предположить, что у студентов, длительно и
систематически обращающихся к Интернет-ресурсам, значимо увеличивается время переработки
информации уже на этапе её восприятия.
Таблица
2
Показатели степени ускорения сенсомоторных
реакций, отражающие величину активации правого и левого полушарий на каждом из
этапов эксперимента
Этапы
эксперимента
|
диагностика
ФМ
|
диагностика
ОМ
|
диагностика
РМ
|
правое
полуш
|
левое
полуш
|
правое
полуш
|
левое
полуш
|
правое
полуш
|
левое
полуш
|
экспериментальная
группа (киберигроки)
|
11,8
|
13,4
|
5,6
|
3,9
|
–2,2
|
–3,2
|
контрольная
группа
|
7,3
|
6,49
|
5,04
|
9,5
|
4,4
|
–3,1
|
|