Психология и педагогикаПятница, 03.05.2024, 00:10

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Художественно-эстетическое развитие [4]
Работа с родителями [2]
Театрализованная деятельность [1]
Управление педагогическим процессом [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Дошкольная педагогика. Статьи » Художественно-эстетическое развитие

Развитие художественного творчества детей через образы сказочных героев в процессе интеграции

Развитие художественного творчества детей через образы сказочных героев в процессе интеграции


Актуальность интегрированного подхода в образовательном процессе диктуется одним из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим, но емким. А также, опираясь на требования инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000, в котором говорится: «Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности…». Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данному виду занятий:

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Использование интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста,  объясняется целым рядом причин:
• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Свой материал, я построила, основываясь на рекомендациях К.Ю.Белой по осуществлению интеграции в ДОУ.

Во время проведения интегрированных занятий я использовала особые приёмы и методы, куда входит сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность, проблемные вопросы, разнообразные речевые и дидактические игры. Соблюдала и особые требования к структуре занятия. Ведь требуется дать материала на одном занятии столько, сколько  в традиционной системе дети изучали на нескольких занятиях разного вида. Поэтому необходимо было подавать материал не только чётко, компактно, сжато, но и учитывать взаимосвязь интегрируемых предметов. При такой большой информационной ёмкости материала старалась соблюдать временные рамки занятия.

Всё это требует от воспитателя нового подхода к образовательной деятельности, и раскрывает новые возможности в педагогическом творчестве.

Вот как может выглядеть примерная структура интегрированного занятия.

Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация.

Основная часть. Даются новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

Заключительная часть. Предлагается  практическая работа на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной.

Разрабатывая общеобразовательную программу ДОУ, мы остановились и начали изучать проблему интегрированного обучения, которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей и способностей.

 За основу я использовала методическое пособие Т.С.Комаровой, М.Б. Зацепиной «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы  детского сада», и переняла систему их работы. Цель апробированной мною методики заключалась в объединении различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них представления об окружающем мире, эстетической культуре и развивая средствами искусства творческие способности (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Разработала модель художественно-эстетического направления, на примере которой, показала, какие входят интегрируемые образовательные области: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация. Все эти образовательные области входят на равноправной основе и дополняют друг друга. Затем, разработала и провела цикл интегрированных занятий по русской народной сказке «Царевна – лягушка».

Подходя к созданию интегрированных занятий, я поставить следующие цели:

- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

- Развивать эмоциональную сферу: вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку.

- Формировать умение работать коллективно, развивать коммуникативные навыки.

- Развивать воображение и творческие навыки.

- Формировать навыки продуктивной деятельности: учить задумывать содержание своей работы и воплощать в практической деятельности.

- Совершенствовать приёмы работы по изобразительной деятельности.

- Развивать речь ребёнка, приобщать к словесному искусству, воспитывать чуткость к художественному слову. 

- Формировать интерес к сценическому искусству.

- Воспитывать нравственно-этические качества.

В рамках интегрированного подхода, то или иное явление, событие, дети рассматривают с разных сторон, изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные; естественно-научные.

Осуществление интегрированного подхода к проведению цикла работы по образовательной деятельности предшествовало вводное интегрированное занятие, которое направило детей на дальнейший процесс деятельности.

На первом этапе знакомила детей с образом жизни лягушки, через разные аспекты образовательных областей и только после этого провела цикл занятий с детьми по сказке «Царевна – лягушка». Где учила детей воспринимать образное содержание произведения, отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества, обогащала речь детей образными выражениями, учила правильно выражать свои мысли и пересказывать сказку. Изобразительная деятельность раскрыла творческий потенциал каждого ребенка. Музыкальная деятельность поддерживала интерес к творчеству, показывая разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлеклись работой, находя новые, оригинальные способы выполнения задания, решения художественного замысла.

      Итогом работы сделали театрализованное представление для родителей. Но дети, так вжились в образы персонажей, что предложили представить сказку не только для родителей, но и для малышей.





В процессе подготовки подобрали иллюстрации разных художников к сказке, рассматривали их. У детей создался интерес к образам сказки, желание самим создать эти образы.




















  

Дети учились располагать изображение по всему листу, делать набросок простым карандашом и оформлять изображение в цвете. 

У детей развивала умения работать различными материалами: мелками, фломастерами, красками (способы получения новых цветов и оттенков). Украшать поделки из бумаги. В свободное от занятий время дети самостоятельно дополняли свои работы, проявляли творчество.

Познакомила со значением слова «панорама» и созданием панорамы. Дети оформили изображение в цвете. Учились работать в коллективе.

Панорама создана. Осталось составить сценарий и распределить роли. Стать актерами, поставив спектакль.

 Предварительная работа, на протяжении всего цикла, помогала детям узнать, что такое театр, как в нем себя ведут зрители, актеры. Прослушивание аудиозаписи и просматривание мультфильма по сказке помогли детям глубже войти в образ. Музыка помогала раскрыть характер каждого героя.

  

     Дети лепили героев сказки из разных материалов (соленое тесто, глина, пластилин, папье-маше), учились добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приёмы лепки. 









Каждая вылепленная «Царевна-лягушка» имела свой неповторимый характер и красоту. Дети с большим интересом приступили к лепке героев сказки.






Следующим этапом цикла была роспись вылепленных  героев сказки. Совершенствовали приемы рисования красками.

Развивала у детей  умение оценивать свои работы, отмечать интересные решения.








С помощью нарисованных сюжетов дети учились пересказывать сказку, выделяя языковые средства выразительности.










Инсценировка сказки с помощью вылепленных героев. В процессе инсценировок дети научились раскрепощать себя,  у них проявился  интерес к сценическому искусству.
























Знания, умения и навыки, полученные детьми ранее, применили в подготовке костюмов и декораций к спектаклю.

 

          Заключительным этапом цикла стал показ театрализованного представления по русской народной сказке.

Интеграция способствует разностороннему развитию ребенка. Феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей детей обусловлен тем, что возможен перевод образов одного вида искусства,  в образы   другого вида искусства.

Интегрированный подход является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста.


Список литературы

   От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -  М.: Мозаика – Синтез,2010.

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1983.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б.  Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Белая К.Ю. Рекомендации по осуществлению интеграции в ДОУ

Зубарева Е.Е. Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1984.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: psynet2 (26.09.2011) | Автор: Тюменцева Надежда Андреевна
Просмотров: 8459 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024