Развитие художественного творчества детей через
образы сказочных героев в процессе интеграции
Актуальность интегрированного подхода в
образовательном процессе диктуется одним из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно быть небольшим, но емким. А также, опираясь на
требования инструктивно-методического письма «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения» от 14.03.2000, в котором говорится: «Целесообразно использовать
преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в
режиме дня различные виды детской деятельности…». Кроме того, согласно
Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от
23.11.2009 № 655) программа, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ
должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей.
По мнению многочисленных исследователей,
интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины
мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает
коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Н.Е.
Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данному виду занятий:
Интегрированные
– соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной
основе, дополняя друг друга.
Использование
интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, объясняется целым рядом причин:
• мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а
зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о
целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
• интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к
активному познанию окружающей действительности, развитию мышления,
коммуникативных способностей;
• форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается
утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на
разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
• интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества
педагога.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно
отличается от методики проведения обычного занятия. Свой материал, я построила,
основываясь на рекомендациях К.Ю.Белой по осуществлению интеграции в ДОУ.
Во время
проведения интегрированных занятий я использовала особые приёмы и методы, куда
входит сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность,
проблемные вопросы, разнообразные речевые и дидактические игры. Соблюдала и
особые требования к структуре занятия. Ведь требуется дать материала на одном
занятии столько, сколько в традиционной
системе дети изучали на нескольких занятиях разного вида. Поэтому необходимо
было подавать материал не только чётко, компактно, сжато, но и учитывать
взаимосвязь интегрируемых предметов. При такой большой информационной ёмкости материала
старалась соблюдать временные рамки занятия.
Всё это
требует от воспитателя нового подхода к образовательной деятельности, и
раскрывает новые возможности в педагогическом творчестве.
Вот как может
выглядеть примерная структура интегрированного занятия.
Вводная
часть. Создаётся проблемная ситуация.
Основная
часть. Даются новые знания для решения проблемного вопроса на основе
содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.
Заключительная
часть. Предлагается практическая
работа на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной.
Разрабатывая общеобразовательную программу
ДОУ, мы остановились и начали изучать проблему интегрированного обучения,
которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие
личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их
склонностей и способностей.
За основу я использовала методическое пособие
Т.С.Комаровой, М.Б. Зацепиной «Интеграция в системе воспитательно-образовательной
работы детского сада», и переняла
систему их работы. Цель апробированной мною методики заключалась в объединении
различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический
процесс формирования у них представления об окружающем мире, эстетической культуре
и развивая средствами искусства творческие способности (музыкальных,
сценических, литературных, к изобразительной деятельности).
Разработала модель художественно-эстетического
направления, на примере которой, показала, какие входят интегрируемые образовательные
области: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Социализация. Все
эти образовательные области входят на равноправной основе и дополняют друг
друга. Затем, разработала и провела цикл интегрированных занятий по русской народной сказке «Царевна –
лягушка».
Подходя к
созданию интегрированных занятий, я поставить следующие цели:
- Формировать эстетическое отношение к
окружающему миру.
- Развивать эмоциональную сферу: вызвать у
детей эмоциональный отклик на сказку.
- Формировать умение работать коллективно,
развивать коммуникативные навыки.
- Развивать воображение и творческие навыки.
- Формировать навыки продуктивной деятельности:
учить задумывать содержание своей работы и воплощать в практической
деятельности.
- Совершенствовать приёмы работы по
изобразительной деятельности.
- Развивать речь ребёнка, приобщать к
словесному искусству, воспитывать чуткость к художественному слову.
- Формировать интерес к сценическому искусству.
- Воспитывать нравственно-этические качества.
В рамках интегрированного подхода, то или
иное явление, событие, дети рассматривают с разных сторон, изучая разные
аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические;
эмоционально-чувственные; естественно-научные.
Осуществление интегрированного подхода к
проведению цикла работы по образовательной деятельности предшествовало вводное
интегрированное занятие, которое направило детей на дальнейший процесс
деятельности.
На первом этапе знакомила детей с образом
жизни лягушки, через разные аспекты образовательных областей и только после
этого провела цикл занятий с детьми по сказке «Царевна – лягушка». Где учила
детей воспринимать образное содержание произведения, отличать народную сказку
от других жанров устного народного творчества, обогащала речь детей образными
выражениями, учила правильно выражать свои мысли и пересказывать сказку.
Изобразительная деятельность раскрыла творческий потенциал каждого ребенка. Музыкальная
деятельность поддерживала интерес к творчеству, показывая разнообразные
возможности применения знаний. В результате дети увлеклись работой, находя
новые, оригинальные способы выполнения задания, решения художественного
замысла.
Итогом работы сделали театрализованное
представление для родителей. Но дети, так вжились в образы персонажей, что предложили
представить сказку не только для родителей, но и для малышей.
В процессе подготовки подобрали иллюстрации
разных художников к сказке, рассматривали их. У детей создался интерес к образам
сказки, желание самим создать эти образы.
Дети учились располагать изображение по всему
листу, делать набросок простым карандашом и оформлять изображение в цвете.
У детей развивала умения работать различными
материалами: мелками, фломастерами, красками (способы получения новых цветов и
оттенков). Украшать поделки из бумаги. В свободное от занятий время дети
самостоятельно дополняли свои работы, проявляли творчество.
Познакомила со значением слова «панорама» и
созданием панорамы. Дети оформили изображение в цвете. Учились работать в
коллективе.
Панорама создана. Осталось составить сценарий
и распределить роли. Стать актерами, поставив спектакль.
Предварительная работа, на протяжении всего
цикла, помогала детям узнать, что такое театр, как в нем себя ведут зрители,
актеры. Прослушивание аудиозаписи и просматривание мультфильма по сказке
помогли детям глубже войти в образ. Музыка помогала раскрыть характер каждого
героя.
Дети лепили героев сказки из разных материалов
(соленое тесто, глина, пластилин, папье-маше), учились добиваться воплощения
замысла, используя разнообразные приёмы лепки.
Каждая вылепленная «Царевна-лягушка» имела свой неповторимый характер и
красоту. Дети с большим интересом приступили к лепке героев сказки.
Следующим этапом цикла была роспись
вылепленных героев сказки.
Совершенствовали приемы рисования красками.
Развивала у детей умение оценивать свои работы, отмечать
интересные решения.
С помощью нарисованных
сюжетов дети учились пересказывать сказку, выделяя языковые средства
выразительности.
Инсценировка сказки с помощью вылепленных
героев. В процессе инсценировок дети научились
раскрепощать себя, у них проявился интерес к сценическому искусству.
Знания, умения и навыки, полученные детьми
ранее, применили в подготовке костюмов и декораций к спектаклю.
Заключительным этапом цикла стал показ
театрализованного представления по русской народной сказке.
Интеграция способствует разностороннему
развитию ребенка. Феномен интегрированного подхода к развитию
художественно-творческих способностей детей обусловлен тем, что возможен
перевод образов одного вида искусства, в
образы другого вида искусства.
Интегрированный подход является идеальной
формой работы с детьми дошкольного возраста.
Список литературы
От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. - М.: Мозаика –
Синтез,2010.
Аникин В.П. Русская народная
сказка. – М., 1983.
Комарова Т.С., Зацепина
М.Б. Интеграция в системе
воспитательно-образовательной работы детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Белая К.Ю. Рекомендации по
осуществлению интеграции в ДОУ
Зубарева Е.Е. Хрестоматия по детской
литературе. – М.: Просвещение, 1984.
|