Занятия по рисованию в группе раннего возраста
Занятия по изо деятельности базируются на принципе
развивающего обучения и является результатом практической работы, проводимой с
учетом возрастных возможностей самых маленьких наших воспитанников.
В основе занятий лежит традиционная
методика обучения детей изобразительной деятельности (см. пособия):
- Казакова Т. Г.
Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1987.
- Казакова Т. Г. Развивайте у
дошкольников творчество. - М., 1986.
- Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991.
Комплексные занятия по обучению детей
рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление
с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными
направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект
неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества
(занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).
Объединяя игру с обучением, мы получаем
возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых учебных заданий.
Самое главное - заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность.
Большое внимание в работе
воспитателя с детьми, уделено приобретению
детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта. Акцент сделан на получение ими
впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору,
разнообразные формы листа). Создание
ребятами композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или
аппликации рисунком) приобретает форму дизайна. Значительная роль отведена
обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует
накоплению представлений и развитию воображения.
Технология строится на таких компонентах
структуры изобразительной деятельности, как:
•
восприятие окружающего мира и искусства;
•
исполнительская деятельность;
•
творчество.
Для того чтобы малыш начал рисовать, он
должен овладеть главными формообразующими действиями. Представленная подборка
конспектов поможет воспитателю, применяя оригинальные игровые приемы, научить
детей изобразительным движениям.
Необходимо и родителей привлечь на свою
сторону, заставить их по-новому отнестись к детскому изобразительному
творчеству, убедить в том, что недостаточно дать в руки малышу карандаш или
фломастер (многие приобретают для совсем маленьких еще и акварельные краски).
Надо пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать,
дать ему возможность получать новые впечатления, правильно подобрать для него
изобразительный материал. Иначе невозможно добиться успеха.
Какой же изобразительный материал
рекомендуется: гуашь (консистенция негустой сметаны), кисти от № 6 до № 20
(круглые и плоские), фломастеры (они требуют меньше усилий и ярче карандашей),
цветная и белая бумага разного формата. Следует помнить, что для детей этого
возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть не
маленьким.
Вот практический совет, как быстро
затонировать белую бумагу: цветными мелками (для рисования на асфальте) плашмя
закрасить поверхность, затем растереть кусочком бумаги или влажным тампоном.
Получится фон пастельных тонов
Для создания образа и завершения рисунка
можно использовать силуэты животных, деревьев, машин. Например, на занятии
«Четыре сестрицы» знакомим детей с синим цветом, добавляем силуэты гуся,
лягушки или рыбок соответствующих цветов и размеров.
Для достижения лучших результатов проводим
занятия по подгруппам, при их комплектации учитывая индивидуальные особенности
каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков.
Следующее, на что нужно обратить внимание, -
это показатели нормы развития доизобразительной и изобразительной деятельности
детей от 1,5 до 3 лет, разработанные известным методистом Т. Г. Казаковой,
научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.
|