Психология и педагогикаПятница, 03.05.2024, 00:26

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Художественно-эстетическое развитие [4]
Работа с родителями [2]
Театрализованная деятельность [1]
Управление педагогическим процессом [1]

Наш опрос
Как много времени Вы проводите в Интернете?
Всего ответов: 93



Реклама

Главная » Статьи » Дошкольная педагогика. Статьи » Художественно-эстетическое развитие

Жизнь под музыку

Жизнь под музыку


       Пожалуй, самый верный способ научить ребенка ценить подлинную красоту – с первых дней окружить его образцами искусства. Лучше всего классического. Его гармония и какое-то особое благородство удивительно хорошо «ложатся» на детское восприятие. К тому же малыши, как правило, не жалуют авангард. Возможно, дети подсознательно чувствуют его внутреннюю напряженность. К тому же вряд ли стоит начинать художественное образование маленького человечка с конца, игнорируя такую великолепную базу общей культуры, как классика.

       Проще всего начать с музыки. Сегодня уже установлено, что музыку может слышать даже еще не родившийся ребенок. И позже, когда кроха родился, музыка остается с ним. Незримо сопровождая жизнь малыша, она незаметно влияет на его настроение, формирует вкусы и даже черты характера: созерцательность или активность, оптимизм или склонность к унынию;

       Некоторые исследования показывают, что лучше всего влияет на развитие маленькой личности опять-таки классика. Правда, не вся.

       В крупных музыкальных магазинах сегодня можно купить диски с классическими музыкальными программами, составленными специально для детей, например диски под маркой «Моцарт — эффект», программа которых подобрана американским специалистом Доном Кемпбеллом. Все композиции, звучащие на этих дисках, записаны с помощью традиционных (не электронных) инструментов – это важно. Принцип, по которому отбираются сами пьесы – красивая мелодия и светлый настрой. Малыши до трех лет предпочитают мажор и безоблачную радость. Музыка может быть веселой, задорной, в жанре марша или, наоборот, спокойно - умиротворенной. Но ни в коем случае не трагической.

       Самый подходягций композитор для детей, для развития детской психики, творческого начала и интеллекта – Моцарт. О благотворном влиянии музыки Моцарта на психику человека любого возраста написано много научных работ, и секрет этого влияния до сих пор не разгадан. Одна из версий, объясняющих, почему Моцарт так легко воспринимается детьми, ссылается на раннее развитие самого Вольфганга Амадея, который проявил задатки композитора уже в пять лет и, значит, привнес в свою музыку детское восприятие. Правда, эта версия не объясняет, почему чистые и изысканно-простые мелодии «солнечного композитора» так положительно влияют и на взрослых... Среди самых любимых детьми произведений Моцарта - «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш», арии Фигаро (из «Свадьбы Фигаро») и Папагеио (из «Волшебной флейты»), сонаты №№ 5, 11, 16 и знаменитая Сороковая симфония (правда ее лучше слушать не в самом раннем детстве, а лет с трех - минор все-таки).

       Произведения, которые понравятся малышам, есть и у других великих. Например у Баха это прелестная «Шутка» (из Сюиты № 2), Бранденбургские концерты, пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», прелюдии и фуги из Первой книги «Хорошо темперированного клавира». У Бетховена – пьесы «К Элизе» и «Сурок». У Чайковского – пьесы из «Детского альбома» и «Времен года», фрагменты балетов «Щелкунчик» (танцы фей, вальс цветов, танцы кофе, чая и сахарных дрожжей), «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

       Стоит ли так серьезно воспринимать степень влияния музыки на мироощущение и характер? У сомнений есть основания: даже находясь в комнате с включенной музыкой, малыши часто словно не слышат ее - не прислушиваются, не реагируют, занимаются своими делами. Действительно, поначалу дети под музыку просто живут: играют, рисуют, собираются на прогулку. Однако им только кажется, что они ничего не слышат. Музыка также незаметно влияет на их настроение, как погода за окном. Привычка – это весьма существенный момент в нашей жизни. А малыши постепенно привыкают слушать музыку в определенном стиле. Это может быть уровень Шопена или попевка из трех нот. Есть разница.

       Однако внимание ребенка можно и «разбудить», научив кроху осознанно воспринимать музыку. Помочь малышу в этом деле – целая наука, впрочем, очень приятная. Самый простой способ – предложить ему вместе подвигаться под музыку и таким образом почувствовать ее характер, познакомить с такими понятиями, как темп и ритм. Совсем маленький ребеночек, которому танцевать еще трудно, может «танцевать» c игрушкой - и музыка станет элементом сказки, в которой танцуют куклы или плюшевые мишки.

       Следующий этап - «о чем это». Иногда в музыке можно явственно услышать шум дождя или пение птиц, «увидеть», как выходит солнышко или сгущаются тучи, почувствовать, как кто-то радуется или грустит. Можно придумать целые истории, а потом нарисовать к ним картинки. Рисовать можно и под музыку, и не обязательно что-то конкретное – рисунок может быть просто сочетанием цветных линий и пятен, но выбор красок чаще всего не будет случайным: его подскажет характер музыки. Например, слушая немного печальную, но светлую музыку, дети часто создают рисунки в воздушных, почти прозрачных тонах, используя серебристую, голубую, розовую краски. А звуки маршей многих вдохновляют на использование ярких оттенков – красного, оранжевого.

       Любимые мелодии могут помочь создать изысканный домашний ритуал. Например, одна пьеса может служить вечерней колыбельной, а другая -колыбельной для дневного сна. Можно подобрать музыку для завтрака и обеда, для занятий рисованием или зарядки, расставив в жизни малыша красивые «вехи» из мелодий Чайковского, Моцарта, Вивальди. Кстати, со временем ребенок легко запомнит и эти фамилии, и даже названия произведений, хотя по началу, может быть, стоит употреблять такие выражения, как «дядя Бах» - ведь малышу может быть просто непонятно, что «Бах» и «Бетховен» - человеческие имена. Главное - стремясь научить малыша отличать произведения одного композитора от другого, не превращать процесс угадывания в викторину. У каждого композитора есть «подсказки», помогающие отличить его музыку: например, у Баха часто звучит орган, а любимый инструмент Шопена - фортепиано. Но к сущности их искусства такие подсказки имеют лишь косвенное отношение...

       Со временем малыш сможет не только слушать, но и сам создавать музыку. Освоить музыкальные инструменты, предназначенные для самых маленьких, -металлофон, треугольник, маракасы, бубен — не составит для него труда, а удовольствия он получит море. Замечательно, если в доме ребенка будет хотя бы изредка звучать живая музыка: фортепиано, гитара, скрипка. Родителям или их друзьям необязательно быть музыкантами-виртуозами. «Живые» звуки инструментов в любом случае почему-то обладают способностью «брать за душу» сильнее, чем самая продвинутая стереосистема. И даже отдельные красивые звуки могут представлять собой маленькое чудо. Научиться замечать такие чудеса, удивляться и радоваться красивым звукам, причем и не музыкальным - это может быть шуршание листвы, шум дождя, пение птиц, - все это тоже особое искусство: искусство ценить красоту мира.

       И, наконец, однажды можно будет устроить домашний концерт. Собраться как-нибудь вечером, может быть, зажечь свечи и вместе послушать хорошую музыку. Конечно, маленький ребенок далеко не сразу сможет спокойно просидеть на таком концерте хотя бы полчаса. Но когда-нибудь он обязательно будет это делать, искренне наслаждаясь музыкой.

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: psynet2 (15.11.2011) | Автор: Дубровская С.С.
Просмотров: 1009 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


"Психология и педагогика" © 2024