Жизнь под музыку
Пожалуй, самый верный способ
научить ребенка ценить подлинную красоту –
с первых дней окружить его образцами искусства. Лучше всего
классического. Его гармония и какое-то особое благородство удивительно хорошо
«ложатся» на детское восприятие. К тому же малыши, как правило, не жалуют
авангард. Возможно, дети подсознательно чувствуют его внутреннюю напряженность.
К тому же вряд ли стоит начинать художественное образование маленького
человечка с конца, игнорируя такую великолепную базу общей культуры, как
классика.
Проще всего начать с музыки. Сегодня уже установлено, что музыку может слышать даже еще не родившийся ребенок. И позже,
когда кроха родился, музыка остается с ним. Незримо сопровождая жизнь малыша,
она незаметно влияет на его настроение, формирует вкусы и даже черты
характера: созерцательность или активность, оптимизм или склонность к унынию;
Некоторые исследования
показывают, что лучше всего влияет на развитие маленькой личности опять-таки классика. Правда, не вся.
В крупных музыкальных магазинах сегодня можно
купить диски с классическими музыкальными
программами, составленными специально для детей,
например диски под маркой «Моцарт — эффект», программа которых подобрана
американским специалистом Доном Кемпбеллом. Все композиции, звучащие на этих
дисках, записаны с помощью традиционных (не электронных) инструментов –
это важно. Принцип, по которому отбираются сами пьесы – красивая мелодия
и светлый настрой. Малыши до трех лет предпочитают мажор и безоблачную
радость. Музыка может быть веселой, задорной, в жанре марша или, наоборот,
спокойно - умиротворенной. Но ни в коем случае не трагической.
Самый подходягций
композитор для детей, для развития детской психики, творческого начала и
интеллекта – Моцарт. О благотворном влиянии музыки Моцарта на психику
человека любого возраста написано много научных работ, и секрет этого влияния
до сих пор не разгадан. Одна из версий, объясняющих, почему Моцарт так легко
воспринимается детьми, ссылается на раннее развитие самого Вольфганга Амадея, который проявил задатки композитора уже в
пять лет и, значит, привнес в свою музыку детское восприятие. Правда,
эта версия не объясняет, почему чистые и
изысканно-простые мелодии «солнечного композитора» так положительно
влияют и на взрослых... Среди самых любимых детьми
произведений Моцарта - «Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш», арии
Фигаро (из «Свадьбы Фигаро») и Папагеио (из «Волшебной флейты»), сонаты №№ 5,
11, 16 и знаменитая Сороковая симфония (правда ее лучше слушать не в самом
раннем детстве, а лет с трех - минор все-таки).
Произведения, которые понравятся малышам, есть и у других великих.
Например у Баха это прелестная «Шутка» (из Сюиты № 2),
Бранденбургские концерты, пьесы из «Нотной
тетради Анны Магдалены Бах», прелюдии и фуги из Первой книги «Хорошо
темперированного клавира». У Бетховена – пьесы «К Элизе» и
«Сурок». У Чайковского – пьесы из «Детского альбома» и «Времен года», фрагменты балетов «Щелкунчик» (танцы фей,
вальс цветов, танцы кофе, чая и сахарных дрожжей), «Лебединое озеро» и
«Спящая красавица».
Стоит ли так серьезно воспринимать степень влияния музыки на
мироощущение и характер? У сомнений есть основания: даже находясь в комнате с включенной музыкой, малыши часто словно не
слышат ее - не прислушиваются, не реагируют, занимаются своими делами.
Действительно, поначалу дети под музыку просто живут: играют, рисуют,
собираются на прогулку. Однако им только
кажется, что они ничего не слышат. Музыка также незаметно влияет на их настроение,
как погода за окном. Привычка – это весьма существенный момент в нашей жизни. А малыши постепенно привыкают
слушать музыку в определенном стиле. Это может быть уровень Шопена или
попевка из трех нот. Есть разница.
Однако внимание ребенка можно и «разбудить», научив
кроху осознанно воспринимать музыку. Помочь малышу в этом деле – целая
наука, впрочем, очень приятная. Самый простой способ – предложить ему вместе
подвигаться под музыку и таким образом почувствовать ее характер, познакомить с
такими понятиями, как темп и ритм. Совсем маленький ребеночек, которому
танцевать еще трудно, может «танцевать» c игрушкой
- и музыка
станет элементом сказки, в которой
танцуют куклы или плюшевые мишки.
Следующий этап - «о чем это».
Иногда в музыке можно явственно услышать шум
дождя или пение птиц, «увидеть», как выходит солнышко или сгущаются тучи,
почувствовать, как кто-то радуется или грустит. Можно придумать целые истории, а потом нарисовать к ним картинки. Рисовать можно и под музыку, и не
обязательно что-то конкретное – рисунок может быть просто сочетанием цветных
линий и пятен, но выбор красок чаще всего не будет случайным: его подскажет
характер музыки. Например, слушая немного печальную, но светлую музыку, дети часто
создают рисунки в воздушных, почти прозрачных тонах, используя
серебристую, голубую, розовую краски. А звуки маршей многих вдохновляют на
использование ярких оттенков – красного, оранжевого.
Любимые мелодии могут помочь создать изысканный домашний ритуал.
Например, одна пьеса может служить вечерней колыбельной, а другая -колыбельной
для дневного сна. Можно подобрать музыку для завтрака и обеда, для занятий рисованием или зарядки, расставив в
жизни малыша красивые «вехи» из мелодий Чайковского, Моцарта, Вивальди.
Кстати, со временем ребенок легко запомнит и эти фамилии, и даже названия
произведений, хотя по началу, может быть, стоит употреблять такие выражения,
как «дядя Бах» - ведь малышу может быть просто непонятно, что «Бах» и
«Бетховен» - человеческие имена. Главное - стремясь
научить малыша отличать произведения одного композитора от другого, не
превращать процесс угадывания в викторину. У каждого композитора есть
«подсказки», помогающие отличить его музыку: например, у Баха часто звучит орган, а любимый инструмент Шопена - фортепиано.
Но к сущности их искусства такие подсказки имеют лишь косвенное
отношение...
Со временем малыш сможет не
только слушать, но и сам создавать музыку. Освоить музыкальные инструменты, предназначенные для
самых маленьких, -металлофон, треугольник,
маракасы, бубен — не составит для него труда, а удовольствия
он получит море. Замечательно, если в доме ребенка будет хотя бы изредка звучать живая музыка:
фортепиано, гитара, скрипка. Родителям или их друзьям необязательно быть музыкантами-виртуозами.
«Живые» звуки инструментов
в любом случае почему-то обладают способностью «брать за душу» сильнее, чем самая продвинутая
стереосистема. И даже отдельные красивые звуки могут представлять собой маленькое чудо.
Научиться замечать такие чудеса, удивляться и радоваться красивым звукам,
причем и не музыкальным - это может быть шуршание листвы, шум дождя, пение птиц, - все это
тоже особое искусство: искусство ценить
красоту мира.
И, наконец, однажды можно будет устроить домашний
концерт. Собраться как-нибудь вечером, может быть, зажечь свечи и вместе
послушать хорошую музыку.
Конечно, маленький ребенок далеко не сразу сможет спокойно просидеть на таком концерте хотя бы
полчаса. Но когда-нибудь он обязательно будет это делать, искренне наслаждаясь музыкой.
|